Встреча литературной студии «Восьмерка»

Автор: Анна Казакова Опубликовано: 26.04.2016 Рубрика: Литературная студия |

14 апреля в литстудии «Восьмерка» мы обсуждали страшные сказки, пытаясь понять, почему же они такие страшные. Для примера были прочитаны немецкая народная сказка «Девочка-безручка» и сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель». Вот некоторые мысли, во многом противоречивые, которые были высказаны в ходе дискуссии.


— Изначально сказки были предназначены не для детей, поэтому сказочные «страсти» — это было нормально.

— «Страсти» героев сказок представляют собой серию испытаний в ходе их «инициации»: испытание на веру и чистоту помыслов, испытание богатством, испытание временем и т.д.

— Страшная сказка предлагает герою (и, соответственно, читатели или слушателю) выйти из зоны комфорта и понаблюдать за реакцией.

— Сказка — это «свернутый» символический опыт. Страшные сказки нужны, чтобы у детей не было иллюзии благополучия, так как рано или поздно им придется уйти из родительского дома. В сказках закодирована житейская мудрость, поэтому читать их надо: ребенок должен набраться поведенческих шаблонов на ранних этапах развития.

— Страшные сказки помогают детям осваивать идею неминуемой смерти.

— Сказки нельзя оценивать с точки зрения морали. Они лишены психологизма, там содержится чистое знание. Это краткое указание: как вести себя, чтобы достичь просветления. Дурак в сказке — это просветленный, у которого наиболее тесная связь с природой. Образ дурака призван научить не воспринимать слишком серьезно социальную норму. Он шут, трикстер, он меняет вращение мира, переворачивает моральные нормы.

— С одной стороны, сказка полна символов, она раскрывает тайные смыслы. Возможно, сказки надо читать со словарем символов, чтобы объяснить детям, что там происходит. С другой стороны, «сказка есть сказка, и если ее препарировать, разлагать на символы и их толкование, уходит волшебство».

— Сказки уже «отфильтрованы» поколениями рассказчиков, поэтому фильтровать их для детей по признаку «страшно — не страшно» — нет смысла. Страх в детях провоцируют сами взрослые посредством своих интерпретаций.

Тема сказок вызвала большой интерес. Решено на следующем занятии продолжить ее и поговорить о сказках ХХ века, в том числе о советских сказках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены © 2016 Ульяновская библиотека №8. Сайт друзей, сотрудников и всех любителей литературы Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru